Программа

экспериментальной площадки по теме

«Реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся 10-11 классов средствами дистанционных образовательных технологий»

 

Образовательное учреждение (далее ОУ) – соискатель статуса Экспериментальной площадки

Название (согласно Устава)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»

Юридический адрес:

652877, Кемеровская область, город Междуреченск, ул. Комарова, 19 «А»

Фактический адрес:

652877, Кемеровская область, город Междуреченск, ул. Комарова, 19 «А»

ФИО руководителя ОУ:

Барсукова Татьяна Викторовна

Телефон/факс

8 (38475)23130

e-mail:

school22_22@mail.ru

 

Тема программы (проекта)«Реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся 10-11 классов средствами дистанционных образовательных технологий»

Сроки реализации программы:сентябрь 2013 года – сентябрь 2016 года

 Информация о руководителях, разработчиках программы

ФИО, должность разработчиков программы эксперимента

Барсукова Татьяна Викторовна, директор школы,

Бугаенко Евгения Валентиновна, учитель информатики

ФИО, должность руководителя программы

Барсукова Татьяна Викторовна, директор школы,

Бугаенко Евгения Валентиновна, учитель информатики

Контактный телефон руководителя программы:

Сот. 8-905-076-71-16

e-mail руководителя программы:

jean80@mail.ru

 

Обоснование актуальности темы – постановка проблемы.

  В настоящее время школы хорошо оснащены компьютерной техникой, вместе с тем потенциал ИКТ используется недостаточно, в том числе для решения задачи формирования индивидуальных образовательных траекторий. На наш взгляд реализация индивидуальных образовательных траекторий затруднена в условиях классно-урочной системы (загруженность педагогов, наличие свободного времени у обучающихся тогда когда свободен педагог, и т. д.).  При такой организации учебного процесса трудно учитывать различные образовательные потребности обучающихся. Использование дистанционных образовательных технологий при формирования индивидуальных образовательных траекторий могло бы решит эту проблему.

 

Основные понятия

 

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционный курс (ДК) – это дистанционная форма организации обучения, имеющая профессиональную техническую и технологическую поддержку, разработанные учебные, методические, информационные электронные материалы, использующие широкие возможности мультимедиа и гипермедиа, отлаженные каналы коммуникаций, позволяющие очень оперативно и полноценно взаимодействовать обучающимся с преподавателем и получать быструю обратную связь.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это среда, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Электронное обучение - это организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

 

 Эксперимент предполагает создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на старшей ступени профильного обучения средствами технологий дистанционного обучения.

     МБОУ СОШ № 22 г. Междуреченска обладает хорошей материально-технической базой, кадровый состав учреждения стабилен и высококвалифицирован.

 

Оборудование

Количество

1

Компьютерные классы (стационарные)

2

2

Мобильный компьютерный класс

1

3

Интерактивные комплексы в учебных кабинетах

4

4

Мультимедийные комплексы

8

5

Принтеры

20

6

Локальная сеть, выход в сеть Интернет с каждого рабочего места учителя

 

 

   Реализация данной экспериментальной работы призвана способствовать развитию у обучающихся самостоятельности в достижении результатов в обучении, самовоспитанию, самодисциплине.

    В ходе реализации эксперимента предполагаются следующие направления деятельности:

  • разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося старшей ступени профильного обучения;
  • модернизация информационно-образовательной среды в МБОУ СОШ № 22;
  • разработка компонентов информационно-образовательной среды для реализации ИОТ средствами дистанционных образовательных технологий (нормативные акты, курсы, средства контроля и т.д.)
  • сотрудничество с образовательными учреждениями, нуждающимися в  предоставлении услуг дистанционного образования.

 Цель эксперимента:  разработка и экспериментальная проверка условий реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся старшей ступени профильного обучения средствами дистанционных образовательных технологий.

 

 Задачи эксперимента:

  • разработать пакет нормативно-правовых документов для внедрения ДОТ в школе;
  • разработать пакет диагностических материалов для изучения образовательных потребностей старшеклассников и их родителей;
  • организовать подготовку педагогического состава по проблемам разработки и внедрения ИОТ и ДОТ
  • разработать дистанционные курсы и  УМК для них;
  • разработать систему мониторинга результативности обучения учащихся в рамках ИОТ, включающую в себя средства контроля знаний: наборы тестовых заданий, контрольных и т.п.

 

План поэтапной реализации эксперимента:

 

  1. Подготовительный этап 2013-2014 уч. год.
  2. Основной этап 2014-2016 уч. год.
  3. Заключительный этап март- май 2016 года.

 

Этап

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Ожидаемые результаты

 

1

Приобретение школьного сервера

март, 2013

Барсукова Т.В., директор школы,

Кольцова Е. А., учитель информатики

 

2

Настройка школьного сервера, установка на него информационной среды MOODLE

май, 2013

Кольцова Е. А., учитель информатики

 

3

Разработка анкет для изучения образовательных потребностей старшеклассников и их родителей

Латоха М. Ю., заместители директора по УВР

Пакет диагностических материалов

4

Анкетирование обучающихся и их родителей для изучения образовательных потребностей старшеклассников и их родителей

Классные руководители

Результаты анкетирования

5

Разработка и утверждение локальных актов

сентябрь, 2013

Администрация школы

Локальные акты, приказы

6

Разработка критериев для дистанционных курсов

сентябрь - ноябрь, 2013

 

 

7

Организация постоянно действующего семинара-практикума по теме «Разработка учебного курса в среде MOODLE»

постоянно

Бугаенко Е. В., Кольцова Е. А., учителя информатики

 Готовность педагогов к проведению эксперимента

8

Консультации для педагогов, разрабатывающих и внедряющих ДК

постоянно

 

9

Разработка педагогами дистанционных курсов для обучающихся 10 и 11 классов

ноябрь-декабрь, 2013

 Программы

10

Проведение экспертизы ДК

декабрь, 2013 – январь, 2014

Руководители МО

Критерии оценки дистанционных курсов

11

Регистрация обучающихся в среде MOODLE

январь-февраль, 2014

Бугаенко Е. В., Кольцова Е. А., учителя информатики

База педагогов в среде MOODLE,

База обучающихся

12

Консультации для участников эксперимента: родителей, педагогов, детей.

постоянно

 

13

Техническое обслуживание сервера

постоянно

Кольцова Е. А., учитель информатики

Бесперебойная работа техники

14

Разработка страницы на сайте школы для размещения информации  о работе экспериментальной  площадки

январь, 2014

Бугаенко Е. В., учитель информатики

Страница на сайте школы

15

Апробация ДК с обучающимися 10 классов в среде MOODLE

февраль-май, 2014

Учителя, разработавшие курс,

Положительная динамика качества обученности  обучающихся

16

Анкетирование обучающихся после прохождения ДК в средеMOODLE

май, 2014

Классные руководители

Решение по итогам анкетирования

17

Совещание при директоре«Итоги подготовительного этапа реализации эксперимента»

май, 2014

 Барсукова Т.В., директор школы,

Аналитическая справка по итогам совещания

18

Утверждение плана работы экспериментальной площадки  на 2014-2015 учебный год

май, 2014

Барсукова Т.В., директор школы,

План работы площадки Учебный план, программы, публикация на сайте

19

Доработка курсов в среде MOODLE, с учетом выявленных проблем

июнь – август, 2014

педагоги, разрабатывающие курсы в средеMOODLE

Доработка УМК

 

20

Отчет о работе  экспериментальной площадки

2 раза в год

Бугаенко Е. В., учитель информатики

Результат публикуется на сайте школы и отправляется в «КРИПК и ПРО»

Основной

1

Разработка и утверждение учебных планов дополнительных занятий в дистанционной форме  на 2014-2015 уч. г. для 10 и 11 классов.

август, 2014

Администрация школы

Учебный план, программы, УМК дистанционных курсов, публикация на сайте

2

Подготовка статьи в местную газету «Контакт»  о работе  экспериментальной площадки

ноябрь, 2014,

апрель, 2015

Латоха М. Ю., зам. директора по УВР

Статья

3

Промежуточный контроль в очной форме по прохождению обучающимися ДК

2 раза в год

Николайкова Е. В., Латоха М. Ю., заместители директора по УВР

Отчет о проведенном зачете

4

Разработка и утверждение учебных планов и графиков занятий на 2015-2016 уч. г. для 10-11 классов

август, 2015

Николайкова Е. В., Латоха М. Ю., заместители директора по УВР

Учебный план, программы, УМК дистанционных курсов, публикация на сайте

5

Прохождение обучающимися 10-11 классов ДК по индивидуальным учебным траекториям

сентябрь, 2014-

май, 2015;

сентябрь, 2015-

май, 2016

Бугаенко Е. В., учитель информатики, Николайкова Е. В., с, педагоги, представившие свои курсы

Стабильно высокие показатели обученности  обучающихся

6

Презентация своих курсов для других образовательных учреждений

февраль, 2016

Педагоги участвующие в эксперименте

Проведение семинара-практикума для ОУ

Заключительный

1

Подведение итогов и оформление практических материалов

январь – апрель, 2016

Барсукова Т.В., директор школы, Бугаенко Е. В., учитель информатики, Николайкова Е. В., Латоха М. Ю., заместители директора по УВР, педагоги, представившие свои курсы

Подготовка отчетов, методических рекомендаций, статей в СМИ

2

Подготовка УМК дистанционных курсов для публикаций

3

Представление результатов экспериментальной работы

апрель, 2016

4

Подготовка статьи в газету «Контакт» и журнал «Учитель Кузбасса»  о работе  экспериментальной площадки

апрель, 2016

Латоха М. Ю., зам. директора по УВР

 

 

 Предполагаемые результаты:

  •  карты индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников и методические рекомендации по их разработке;
  • повышение вариативности образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий средствами дистанционных образовательных технологий;
  • обобщение и распространение опыта педагогов МБОУ СОШ № 22 по теме эксперимента;
  • конкурентоспособный выпускник.

 Состав участников эксперимента:

 

Барсукова Т.В., директор школы

Бугаенко Е.В., учитель информатики - руководитель проекта

Кольцова Е.А., учитель информатики – ответственный за техническое сопровождение эксперимента

Латоха М.Ю., заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Николайкова Е.В., заместитель директора по УВР, учитель географии

Плетникова Т.А., учитель физики

Годованюк Е.В., учитель математики

Грошева М.Н., учитель английского языка

Котова Е.С., учитель истории и обществознания

Медведева С.Г., учитель биологии

Калиновская Т.Б., учитель химии

 

Обучающиеся 10 классов (январь – май 2014 г.) и их родители.

Обучающиеся 10 классов (2014 -2015 уч. г.) и их родители.

Обучающиеся 10 -11 классов (2015 – 2016 уч. г.) и их родители.

 

  Прогноз возможных негативных последствий и средств их компенсации

 

Негативные последствия

Способы их устранения

Нехватка заинтересованных, инициативных педагогов

Моральное и материальное поощрение творческих педагогов

Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Несерьезное отношение к изучению предложенных курсов у обучающихся

Мотивация обучаю щихся и родителей

 

 Формы предоставления результатов эксперимента:

 

  • пакет локальных актов для внедрения дистанционных образовательных технологий;
  • дистанционные курсы, учебно-методические комплекты, контрольно измерительные материалы по физике, информатике, математике, английскому языку и т. д.;
  • методические рекомендации по теме эксперимента;
  • убликации в СМИ, сборниках конференций, научных трудов.